Что я узнал в мае-2023
Это ежемесячный пост формата «Today I Learned» — в нем я перечисляю интересные новости, цитаты или факты, попавшиеся мне за месяц. Темы произвольные.
Музыка месяца — живое исполнение песни «Чип и Дейл»:
Ну и чтобы два раза не вставать: я был уверен (и всем рассказывал), что песню «Арабская ночь» из заставки к «Аладдину» пел покойный Мурат Насыров. Оказывается, ее пел здравствующий Антон Деров.
ChatGPT в работе  #
Оплатил подписку, чтобы получить доступ к ChatGPT-4. Пользуюсь через клиент MacGPT. Работаю в основном на английском.
1) Оформление юзер-сторей; даешь боту задачу — «хочу добавить анду-реду в текстовый редактор, опиши мне юзер-стори в формате таком-то» и получаешь хороший годный черновик; я использую набор «юзер стори + сценарий использования + требования» и по каждому элементу набора бот способен сделать черновик
2) Брейн-шторминг на тему каких-то фич или эпиков; даешь вводные, назначаешь боту роли (маркетолог, техдиректор, солюшен-архитектор) и просишь от каждой роли комментарий. Потом, для кросс-проверки, назначаешь еще роли критиков по каждому важному пункту и просишь покритиковать комментарии. После перепроверки ответов и сверки с опытом и имеющейся информацией — получается хорошая фактура для размышлений.
3) Решение задачки на оптимизацию; скормил боту вымышленные кипиай с показателями выгоды и усилий на достижение, попросил решить для трех разных показателей «запаса усилий» — получил в ответ работающий питоновский код.
4) Мелкие рутинные задачки: «вот тебе текст, сделай мне его в эксель-френдли формате, я его в табличку вставлю», или «вот текст, сделай его более дружелюбным», или «сделай мне шаблон скрипта для создания структуры папок такой-то через Терминал на маке», и тому подобное. С этим и 3,5 справляется неплохо, он гораздо быстрее.
Бонус-трек — видео про мод к Скайриму, который учит NPC общаться с игроком через чат-гпт. Пайплайн простой: игрок говорит в микрофон, дальше speech to text, текст отдают ChatGPT, которая генерирует ответ с учетом характера персонажа, потом text to speech, и выдача игроку голосом. Занимает это достаточно много времени (от секунд до десятков секунд), но возможности, конечно, поражают.
Диалоговые игры на базе чат-гпт уже есть
Можно будет делать игры наподобие Façade, но без мучительной разработки диалоговых деревьев, и не с двумя персонажами, а с десятками. Заставить бы сетку работать быстрее раз в сто.
Тот самый мод:
Алексей Каптерев про теорию поколений  #
«теория поколений» — это довольно плохая социологическая теория и секрет ее популярности очень прост: она сводит 3 фактора (возрастные изменения, культурные изменения и когорту) к одному, и тем самым экономит время на «подумать»
В комментах к посту выложили выступление Адама Конновера («Адам портит все») примерно про то же.
Мне идея «поколений» всегда казалась странной — как их можно мерить какими-то дискретными отрезками, если люди рождаются каждый день, каждый час? Такое только бумер мог придумать.
Велосипед Aventon Cordoba  #
Купил ездить на работу и по делам. Синглспид, на жесткой вилке, новый для меня опыт. Быстрый, резвый, хочется втапливать и хасанить, но негде — до работы всего 1,5 километра.
Ноги устают, дыхалка не справляется — велик у меня был лет 13 назад, после этого изредка ездил на арендованных и в целом не занимался спортом. Опытные байкеры советуют подбирать шестерни под каденс, разогревать колени и прочую экспертную заумь, но мне пока достаточно сообщения от эплвотча «пульс: 130, вы при смерти», чтобы сбавить темп.
Сумка Vanquest Envoy из поста про рюкзак реабилитирована, для езды на велике она подходит неплохо.
Куплю стрепы и с ужасом переделаю велик в фикс ближе к августу.
Ghost Recon Breakpoint  #
В марте я писал про предыдущую часть.
Брейкпоинт скучнее в плане сеттинга (острова? технический рай? роботы?!), но интереснее по механикам. Прошел игру почти полностью по стелсу, на высоком уровне сложности, из лоховских штук оставил себе только мини-карту — на ней видно обжективы и спецобъекты, которые муторно искать.
Сюжет технопессимистичный: миллиардер-идеалист строит на архипелаге города будущего, производит роботов и дронов для решения стандартных городских проблем; служба безопасности архипелага в какой-то момент перехватывает бразды правления у миллиардера и начинает переделывать гражданские мощности в военные, а роботов — в боевые машины. Нужно все исправить, но наш вертолет упал и разбился, и мы совсем одни против всего архипелага.
Квесты в хардмоде проходить интереснее: вместо указания точной локации цели нам пишут ее примерное местоположение — «связной находится немного западнее деревни Гадюкино».
Для обнаружения локаций нужно искать «улики» — документы, компьютеры, болтливых патрульных. Последних теперь можно ранить в ногу, потом поднять и допросить.
Появились «специализации» — штурмовик, снайпер, оператор дрона, медик, плюс три из дополнения. Я играл за Echelon, он заточен под стелс. У каждой специализации есть бусты к параметрам, одна уникальная способность и один уникальный предмет.
Стелс стал гораздо лучше. Трупы теперь можно таскать — в Вайлдлендс они постепенно растворялись, здесь остаются и могут быть обнаружены товарищами, нужно привыкать заметать следы.
В зависимости от действий игрока база противника может находиться в одном из четырех состояний:
- все спокойно
- что-то не так («желтое» состояние) — где-то раздался взрыв или кто-то услышал выстрел
- рядом враг («оранжевое» состояние) — обнаружен мертвый союзник, или кто-то был ранен и остался жив
- враг обнаружен («красное» состояние) — игрок был обнаружен
В «оранжевом» статусе враги активно разведывают предполагаемую позицию игрока, и можно поиграть в индейца, заманивая группу разведки подальше от базы и расправляясь с ней. Убить «оранжевых» врагов сложнее — вместо 1-2 выстрелов в корпус из штурмовой винтовки требуется 3-4.
В «красном» статусе враги начинают замечать игрока с большой дистанции и сразу открывают огонь.
Желтый и оранжевый статусы можно спокойно пересидеть, если не лезть на рожон. Помогает новая способность персонажа «закопаться в песок», снижающая его видимость при сохранении неподвижности. Если на базе есть радист, то в оранжевом статусе он может вызвать подкрепление, которое либо приедет на машине, либо прилетит на вертолете.
С красным статусом еще сложнее — противники будут прочесывать местность вокруг базы, любое обнаружение игрока сразу сообщает его местоположение всем врагам, по нашей позиции начинают лететь гранаты и снаряды из автоматических минометов.
Появился смысл перебирать разное оружие, подбирать под ситуацию и свой игровой стиль. Освоившись в игре, я перешел на пехотную снайперку СВУ, потому что она уверенно валит с первого выстрела в корпус и при этом довольно мобильная. Штурмовые винтовки иногда требуют два выстрела, а делать быструю поправку с геймпада я так и не научился.
Кроме стандартных урона-точности-дальности у каждой единицы оружия есть еще показатели мобильности, скорости перезарядки и скорости перемещения в режиме прицеливания. Поэтому в помещении удобнее использовать пистолет или пистолет-пулемет, а на воле — штурмовую или снайперскую винтовку. Можно навесить всякие штуки — ручки, прицелы, лазерные дальномеры. Все это великолепие нужно разблокировать: находить чертежи в разных локациях, потом покупать в местном магазине.
Миссии по эвакуации или захвату в плен вражеских офицеров стали радовать. Их интереснее всего проходить с минимумом убийств, по-чистому, зашли-вышли; для этого нужно правильно спланировать заход на базу, расчистку пути к отходу, выход с базы — обычно на каком-то транспорте. Когда задуманное удается, чувствуешь себя гением тактики.
Среди неприятных нововведений — роботы. Они тут бывают любого масштаба, от небольших квадрокоптеров до танков. Коптеры обычно сбиваются довольно просто, 1-2 выстрела из снайперки, а вот наземных дронов приходится долго и муторно расстреливать из крупнокалиберного, уворачиваясь от ответных ракет. Это какой-то сраный метал гир, совершенно лишний элемент в игре; весь стелс идет по одному месту и игра превращается в вульфенштейн. Летающие дроны, будучи подстреленными, имеют мерзкую привычку с ревом падать посреди вражеской базы и взрываться, поднимая тревогу и заставляя ждать, пока все уляжется.
Есть патрульные дроны, которые охраняют определенные зоны; есть летающие самолетообразные дроны, периодически пролетающие над местностью — тогда нужно припасть к земле и не дышать, иначе приедет патруль и сделает атата.
Зато бесячих миссий, наподобие миссии с Сэмом Фишером или с обороной ядерной бомбы в Вайлдлендс, здесь нет.
Если включить иммерсивный режим, отключить напарников (я оставил одного — для парных выстрелов) и играть по стелсу — игра прямо хороша.
Софт  #
Polypad на сайте Mathigon — сборник интерактивных математических материалов, удобно с его помощью объяснять детям дроби, умножение и проч.
Instacalc — альтернатива Soulver и Numbr, о которых я писал в октябре; считает построчно, умеет конвертировать и работать с переменными.
Кино  #
Пересмотрел «Войны Пентагона» — экранизацию книги про то, как коррупция и недальновидность чуть не загубили проект «Бредли». Фильм старый (1998 г.), но интересный. Лежит себе целиком на ютубе.
Посмотрел «Не беспокойся, дорогая» — газлайтинг-триллер про чересчур идеальный городок; неплохой.
Захотелось пересмотреть «Скольжение», которое тоже спокойно лежит себе на ютубе.
А еще новый сезон LAB вышел: