Rose debug info
---------------

Что я узнал в октябре-2021

Это ежемесячный пост формата «Today I Learned» — в нем я перечисляю интересные новости, цитаты или факты, попавшиеся мне за месяц. Темы произвольные.

Фото октября — про то, что на даче растет куст

Саундтрек поста — переиздание прекрасного альбома La Revancha Del Tango группы Gotan Project в жанре «электротанго».

Если танго не ваша тема — послушайте электросвинг от Caravan Palace или Parov Stelar.

Подкаст «Подлодка» про problem solving ⚓︎

Источник: https://podlodka.io/235

В буквальном переводе это не «решение проблем» (которое скорее troubleshooting), а скорее «решение задач».
Хороший подкаст про фреймворк решения задач на примере консалтеров из Маккинзи. Немного базовый, хотелось побольше копания вглубь, но полезный, если вы никогда не слышали про то, как правильно вообще к незнакомым задачам подходить.



Сам фреймворк состоит из следующих шагов:

  1. Формализация проблемы — заполняется Problem statement sheet с конкретными полями: проблема, стейкхолдеры, ограничения, первые гипотезы
  2. Структурирование; возможные решения описываются и проверяются на соответствие принципу MECE (Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive — т. е. в вашем дереве решений нет пробелов (коллективно-исчерпывающее, все части вместе целиком описывают целое) и нет пересечений (взаимоисключающее, одна часть отличается и не зависит от другой). Итог: пространство решений, обычно изображаемое в виде дерева
  3. Приоритизация; нужно выбрать «ветки» и конкретные решения из дерева гипотез, отсортировать с точки зрения максимального ROI и простоты внедрения
  4. Составление рабочего плана по внедрению выбранных решений
  5. Проведение анализа — обсудить результаты
  6. Продажа решения — аргументация через пирамиду Минто (есть книжка). Автор Барбара Минто тоже из Маккинзи
  7. Разбор полетов (консалтеров) — ретро по проекту, сразу после завершения
  8. Описание кейса для внутренней библиотеки кейсов. Этого пункта в выпуске явным образом выделено не было, но он важен и нужен, см. ниже.

В ответ на справедливый вопрос ведущих «и чего, консалтеры не отвечают за результат внедрения?» гость выпуска Павел Комаровский говорит, мол, да, пока это решение в жизнь претворится — штат консалтеров уже пять раз сменится. То есть заказчик покупает очень хорошо структурированный набор советов. На вопрос, который меня беспокоил — а как проверяется, что клиент вообще в принципе может реализовать найденное решение, — ответа нет. Может, и никак.
Еще из интересного — работа с кейсами и «внутренний гугл»: любой проект описывается в формате «было так-то — сделали то-то — придумали вот такое дерево решений — предложили внедрять вот так — продали вот так — приняли, побежали», и при старте проекта можно и нужно поискать схожие проекты в прошлом и почитать, как решали. Библиотека этих кейсов плюс обширная сеть экспертов — чуть ли не самые главные ценности Маккинзи.
По этой же теме — решение задач — можно почитать про issue trees и посмотреть хороший подробный видос Макса Дорофеева про мыслительные техники в Теории ограничений.

Видео «НЕФТЬ и ЭКОЛОГИЯ. Спасут ли нас электромобили?» ⚓︎

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=_HbEl-2n5AQ

Услышал у Лебедева в «Самых честных новостях», за неделю посмотрел. Три часа — это вам не жук нагадил.
Видос — потрясный.
Автор Стас Астафьев рассказывает об истории развития автоиндустрии — как и почему принимались важные решения о развитии тех или иных конструкций двигателей, чего там с экологией и станут ли электромобили спасением от глобальных изменений климата (нет). Очень много про экономику и бизнес, про особенности устройства разных типов двигателей и тому подобные штуки.
Хайлайты:

  • Паровые автомобили в начале 20 века были круче по характеристикам (больше 1000 км на одном баке! несколько секунд до сотки!), но гораздо дороже ДВСных
  • История Рокфеллера: основание Standart Oil для добычи нефти, производство керосина и парафина, а в дальнейшем — и бензина, распил правительством компании на Exxon, Esse, BP
  • ДВС работали на спирту, но после введения сухого закона спирт стал дефицитом, и бензин остался единственным вариантом топлива для автомобилей; спирт, при этом, не так сильно «убивал» движки
  • Нефть в США «заканчивалась» уже в начале 20 века
  • При недоступности спирта и неэффективности ДВС на бензине (детонация убивала движки), концерны стали изобретать всякие присадки, чтобы двигатели стали работать лучше; стали добавлять свинец, и начались смерти да болезни среди лаборантов и заводских рабочих
  • Борьба ученого Патерсена с нефтяным лобби на тему вредности свинца; пример героической борьбы идеального ученого-бессеребреника с зубастыми капиталистами
  • Появление ОПЕК — Аравия, Венесуэла и т. п., старт парадигмы ресурсного эмбарго
  • Работа ООН над нормами выбросов, выгодоприобретатели «зеленой» стратегии (тут много мякотки! схемы, мутки и прочее)

Если взять себя в руки после трех часов и вдогонку посмотреть двадцатиминутный видос Астафьева про Теслу (электромобиль, не Николу), то картинка станет еще полнее. Общий вывод такой: электромобили — не единственная альтернатива ДВС на бензине, и даже не лучшая. Современные ДВС, со всеми принятыми евронормами, не особо вредны и выбросов производят минимум. Выработка электроэнергии с помощью ископаемого топлива (уголь, газ) дает гораздо больше выбросов, т. к. там не используются продвинутые способы фильтрации и дожига остающихся частиц, да и нормы менее требовательные. Возобновляемые источники пока что на роль основного поставщика энергии не тянут в силу разных причин — сезонность, зависимость от климата, низкий EROEI.
На тему изменений климата много спекуляций, чего-то хочется в этом деле поразбираться, чтобы свое мнение составить. Возможно, сделаю пост об этом.

Фейсбук → Мета ⚓︎

Ну, все в курсе — Фейсбук (корпорация) теперь будет называться Мета. В дизайн-пабликах шутят, в продуктовых — морщат лоб над изменением бизнес-модели, остальные обсуждают соус на полке Марка. Полное видео выступления Марка лежит тут.

Надо брать

Итак, в коропорации теперь будет 2 основных операционных сегмента: семья эппов (Фейсбук, Вотсап, Инстаграм) и Facebook Reality Labs (VR/AR/Метаверс).
Есть ощущение, что Фейсбук теперь целится в новых конкурентов — живые встречи и поездки, и пытается перевести эти дела в виар-пространство. Очки уже есть, Реалити лабс вовсю пилит сервисы для эмуляции прикосновений (что? да), дело за запахами. Лично мне этот тренд не нравится, я в виар не верю, но кто ж меня спрашивает. Ну и никто не ожидал, что Архитектором Матрицы будет Цук.

Критики считают, что смена названия и фокуса компании на фоне кейса Facebook Papers может говорить о попытке нивелировать негатив, связанный с именем, также см. кейсы «Филипп Моррис → Альтрия» и «милиция → полиция».

upd. Еще мнения и новости по теме:

На русском от Евгения Казначеева:

  • В чем я уверен достаточно сильно — если «метавселенная» будет создана(что бы мы не имели ввиду под этим словом), она не будет выглядеть как на фейсбуковском видео
  • Фейсбуку не надо быть правыми каждый раз, когда они делают новую ставку. Им важно не пропустить следующую революцию, которая поменяет расклад сил
  • Apple сейчас это не просто компания, которая делает гаджеты. Это компания, создающая метавселенную. (еще об этом тут)

На английском от The Hustle

Фейсбук — жертва сетевого эффекта ⚓︎

Источник: HBR

И еще на тему Facebook Papers. Профессор Энди У объясняет проблемы Фейсбука через сетевой эффект и утверждает, что любая соцсеть, став настолько огромной, столкнется с тем же самым. Это любопытное наблюдение, кажется, не лишенное рационального зерна.

Суть сетевого эффекта:

Сетевой эффект — эффект в экономике, при котором ценность товара или услуги для одного пользователя зависит от числа других потребителей данного товара (услуги). Классическим примером проявления сетевого эффекта является телефонизация. Чем больше пользователей владеют телефонами, тем более полезным является участие в сети для каждого её пользователя. Ценность возрастает при возрастании количества абонентов, так как подключение каждого дополнительного абонента означает возможность связаться с большим количеством людей. (Википедия)

И до кучи закон Меткалфа как математическое выражение сетевого эффекта:

Количество уникальных связей в сети с количеством узлов (n) может быть математически выражено треугольным числом n(n − 1)/2

Цитата:

Проблема в том, что, даже если бы главная цель Facebook заключалась в создании ценности для пользователей — посредством объединения людей, — без задачи монетизировать бизнес за счет рекламы компания все равно рано или поздно оказалась бы на пути к катастрофе. Трудности, с которыми она сталкивается, являются фундаментальным следствием объединения людей.

Трудности, о которых идёт речь, это неспособность справляться с хейт спичами и прочими проявлениями враждебности, появление в соцсети ложной или вредной информации, объединение людей вокруг идей, считающихся неприемлемыми. Фейсбук может расти двумя способами: привлекать больше новых пользователей и устанавливать больше связей. С ростом количества и того, и другого контролировать контент становится тяжелее, причём зависимость нелинейная.


А щас как?!

Выход — много модерировать, продолжать рекомендательную политику (показывать только то, что алгоритм разрешил), запрещать обсуждать определенные темы.

Игра Möbius Front ⚓︎

Ссылка: на Стиме

Есть такой разработчик — Zachtroniks, они делают инди-головоломки про поиск решений и их оптимизацию. Их кайф в том, что решений больше одного, и можно проходить уровень по пять-десять раз, стараясь улучшить решение.
И тут они делают тактическую стратегию.

Еще и похожую на Advance Wars

Все в порядке — это головоломка в сеттинге войнушки. Есть легчайшие элементы варгейма и минимальный рандом, в остальном игра проходится интенсивным использованием серого вещества. Но при этом разрешаемые ситуации — очень варгеймовые: как мне преодолеть эту полянку танками, если в лесу засела пехота с гранатометами? Как добраться до клятой артиллерии, спрятавшейся в глубоком тылу? Что за плотоядные мошки, а, черт, спойлер.
Тут есть небезынтересный сюжет, подается короткими сценками. Завязка — Америка эпохи холодной войны, вдруг нападение, русские что ли, а нет, американцы, но странные какие-то, но чего это они — ну и так далее.
Если играете в игры, любите игры Зактроников и Into the Breach — рекомендую. А еще у них есть подкаст про инди-разработку.

Подкаст House of the Devs ⚓︎

Ссылка: ютуб

Пока далеко не ушли — отличный подкаст про разработку игр от «Отвратительных мужиков». В гостях — звезды игровой разработки: Уоррен Спектор, Харви Смит, Кен Левайн. Рекомендую, если делаете игры или интересуетесь ими.

Короче ⚓︎

  • Прикольный редактор для регулярных выражений Regex101. С его помощью я делаю расстановку якорей — см. пост
  • Микрософт по капитализации обогнала Эпл. Ого. Сатья Наделла молодец и тигор 🐯
  • Снова фейсбук: чтобы смотреть ленту в хронологическом порядке, а не как алгоритм решил, надо идти по такой ссылке: https://www.facebook.com/?sk=h_chr
  • Роботы из Бостон дайнамикс танцуют как Джаггер: https://youtu.be/XnZH4izf_rI
  • Чтобы быстро скопировать адрес страницы в Сафари, последовательно нажмите Cmd+L, Cmd+C
  • Мне нечасто надо делать рамки на картинках, но когда надо — я иду сюда: https://onlinepngtools.com/add-png-border

Подписаться на обновления блога можно тут: https://t.me/artemushanovblog

Поделиться
Отправить
Запинить
 94   1 мес   post   TIL   бизнес   игры   Экология   экономика