Как маленькому бутику потягаться с «Зарой»?

Никак, это кликбейт.

Hribernik, K., Arabsolgar, D., Canepa, A., & Thoben, K.-D. (2019). Applying Product Usage Information to Optimise the Product Lifecycle in the Clothing and Textiles Industry. Communications in Computer and Information Science, 73—95. doi:10.1007/978-3-030-16134-7_7

Прочитал доклад «Applying Product Usage Information to Optimise the Product Lifecycle in the Clothing and Textiles Industry».

Доклад интересный, но чтобы его полностью понять — пришлось порыть интернеты на предмет контекста и деталей в фешн-индустрии.

Компания Dena Milano, небольшой бутик одежды в Милане, хочет сократить срок вывода на рынок новых коллекций. Один из способов сделать это — проектировать новые коллекции и отдельные изделия с учетом информации об использовании продукции (Product Usage Information, PUI). Это понятие из дисциплины Lifecycle Management, управление жизненным циклом продукта/изделия/системы. Сначала — теория.

Жизненный цикл продукта

Разделяют три основных фазы жизненного цикла:

  • BOL — Beginning Of Life, начало ЖЦ — проектирование, изготовление, логистика и т. п.
  • MOL — Middle Of Life — эксплуатация, обслуживание, ремонт
  • EOL — вывод из эксплуатации ⚰️.

Сбор PUI относится к средней фазе, MOL.

Зачем нам это PUI нужно, особенно для выпуска новой коллекции?

Продуктом в индустрии моды считается коллекция, а не изделие. Классический подход — выпускать две коллекции в год (весна-лето и осень-зима), продавать по полной цене в течение актуального периода, потом включать скидки или раздавать в аутлеты. По меркам настоящего времени это долго, сложно, нет достаточного запаса для маневра, а подготовка коллекции может занимать до двух лет.

В подкасте озвучивается точка зрения, что WGSN не просто прогнозирует тренды, а создает их. И это практически монополия

Крупные производители пользуются прогнозами WGSN (подкаст 99pi про них — очень интересно), мелкие справлялись как-то сами, в том числе Дена Милано.

Запас для маневра гораздо больше у тех, кто двигается быстро. Фаст-фешн игроки вроде Зары/Индитекса, Юникло, Шейна, (про который я уже упоминал) научились выпускать коллекции часто, до двух раз в месяц, быстро избавляться от остатков, держать цены на приемлемом уровне — и оставаться прибыльными. Жизненный цикл коллекции сокращается до нескольких недель, а правильный прогноз плюс грамотная дистрибуция позволяют минимизировать остатки. Но так было не всегда — до 70-х годов двадцатого века цепочка поставки выглядела иначе.

Как развивалась дистрибуция

Немного коснемся дистрибуции. Под этим словом мы будем понимать комплекс мер, направленный на физическое доведение товара от производителя к покупателю.

Стандартная цепочка поставки в середине прошлого века выглядела так:

  • производитель выпускает товар
  • крупный оптовик закупает товар у производителя
  • мелкий оптовик закупает товар у крупного
  • розница закупает товар у мелкого оптовика
  • потребитель покупает товар в рознице

В такой схеме товар идет по цепочке выталкивания: каждое следующее звено в цепочке «толкает» товар в следующее. Цепочка длинная, и судить об успешности своей продукции производитель может только по сбыту следующему звену — берут или нет.

Постепенно от розницы к опту, а оттуда к производителю, начинает ходить обратная связь более конкретного характера: розница говорит, что к такой-то дате мне нужно, чтобы ты, оптовик, мне поставил такой-то объем такой-то продукции.

В общем, к 90м годам ситуация перевернулась, и теперь розница решает, чего и сколько должен произвести завод. Товары идут по принципу вытягивания: розница решает, сколько хочет продать в течение следующего периода, и по цепочке назад дает запрос вплоть до производителя, с конкретным перечнем и количеством номенклатуры.

Ах да, фешн.

До 70-х годов крупные ритейлеры — магазины, торговые центры, — закупали одежду у производителей и продавали через свои сети. Они не могли контролировать, что и в каком виде произведут фабрики, и просто закупали то, что считали подходящим.
В семидесятых это стало меняться. Одним из пионеров фастфешена был Лекс Векснер (Lex Wexner), основатель сети магазинов женской одежды The Limited, который решил, что сам будет выяснять, чего хочет клиент, и заказывать это у производителей — а не закупать то, что производят.

Параллельно развивались вычислительные технологии. Компьютеры помогли ускорить процессы, связанные с BOL-частью цикла, и продукты стали выходить быстрее и чаще. Стало возможно уйти от темпа «две коллекции в год».

Возвращаемся в наше время.

Чтобы коллекцию выпустить, нужно определиться с ее составом, трендами (которые будут актуальны на момент выхода — тут выигрыш в скорости на стороне фаст фешена), ну и техническими штуками типа материалов-производителей-дистрибуции. Все перечисленные выше сети — крупные игроки с долгой историей, они способны сделать анализ просто на основе анализа продаж и возвратов.

Задача же Дены Милано — научиться быстро проектировать новые коллекции без подписки на WGSN и миллиардных продаж фастфешена с тонной аналитических данных.

Как же это сделать? Узнаем в следующем посте, если я когда-то за него сяду. Этот пост я начинал писать два года назад, только что случайно обнаружил в черновиках и решил выложить как есть :-)

Отправить
Поделиться