Stepping stones и осознание возможностей (сиОдО #1)

⚠️ Это обязательный пост в рамках совместного изучения учебника «Образование для образованных 2021» Анатолия Левенчука из ШСМ. Он опирается на информацию из учебника и вряд ли будет хорошо понятен не читавшим его. Купить учебник можно на Ридеро. Подробнее об учебнике: https://ailev.livejournal.com/1591523.html

Идея про stepping stones в тумане напомнила мне про мою историю осознания такой штуки, как «возможность».

Как было

До определенного момента в жизни я существовал в модели «все зависит от тебя, все можно спланировать» и понимал его так: все, что со мной происходит сейчас и произойдет потом — следствие только моих действий, ничего из этого не случайно, я сам могу или мог повлиять на ситуацию, а если оказался не там, где хотел, то сам дурак. Мир вокруг — статичен, он как каменный лабиринт, а я в нем брожу и принимаю решения. Такая модель мышления не оставляла миру шансов что-то поменять в моей жизни без моего участия и тренировала беспомощность, когда я оказывался в неприятных ситуациях самого разного рода, и не понимал, как. Сам попал — сам виноват, головой надо было думать, а не (запикано)пой!

Чтобы в этом статичном каменном мире жить, думал я, нужно очень-очень много учиться — ведь все есть в книгах, — и тогда ты на выходе из университета будешь все знать и уметь.

В целом такой взгляд на жизнь меня устраивал, хотя временами и утомлял. Мне хотелось делать и уметь много всего, но учиться целую университетскую программу по каждой дисциплине казалось нереальным. На людей с 2-3 высшими я смотрел как на небожителей, хотя, напившись, они вели себя как я со своим одним, а иногда и хуже.

Однажды в интернете я натолкнулся на статью про теорию самодетерминации, описывающую три универсальных человеческих потребности: автономность, компетентность и связь с людьми. Компетентность в ней определялась так:

компетентность — способность решать ежедневные проблемы и задачи, использовать возможности

Про проблемы и задачи и так было понятно, а вот словосочетание «использовать возможности» меня тогда сильно удивило. Я никогда не считал эту способность частью компетентности и скорее относился к возможностям, как к явлению природы: если идет дождь, а у меня нет зонта — я промокну. Надо было предусмотреть. А если на улице солнце и хорошая погода, то настроение поднимется. Погода и природные явления от меня не зависят, я могу разве что к ним подготовиться — взять зонт и крем для загара. Возможности мне виделись такой же частью окружающего мира, как и дождь с солнцем: они появлялись (или не появлялись) вне зависимости от моих действий. На случай возникновения ну совсем нежелательных возможностей я носил с собой веревку, мультитул, нож, аптечку, и далее по списку тревожных EDC-адептов.
А тут — «использовать возможности» как часть компетентности. Ишь ты, распоясались.

Как стало

По зрелому размышлению оказалось, что да, это все-таки часть компетентности — этому можно научиться и использовать себе на пользу.

  • Во-первых, нужно научиться видеть и распознавать возможности, а для этого нужно понимать, что для тебя вообще «возможность» в твоей текущей ситуации.
  • Во-вторых, нужно эти возможности как-то научиться оценивать — отличать хорошие от плохих, сравнивать между собой, выбирать между взаимоисключающими.
    На этот вывод хорошо легла основная мысль, оставшаяся после прочтения «Черного лебедя»: добиться успеха, как бы я его ни определял, можно только методом перебора, совершив много попыток, причем не всегда в очевидном направлении. Нельзя просто построить Хороший План и потом отважно его Исполнять — на каждом шагу исполнения мир меняется, и следующие шаги могут оказаться не нужны.

Очевидно, что и до переосмысления подхода к возможностям я их вполне себе использовал, но как-то специально о них не думал, способы работы с ними были «спрятаны» от меня.

Оказывается, лично от меня зависит гораздо меньше, чем от мира вокруг, в котором ежесекундно появляются и исчезают миллионы возможностей. И у всех остальных точно так же. А успешные люди успешны не потому, что они на ровном месте что-то Хорошо Спланировали, а Потом Сделали, а потому, что им попалась какая-то благоприятная возможность. И вот тогда они спланировали и сделали. Бесполезно строить корабль посреди степи, даже самый лучший.

А реализовав потенциал возможности, можно создать новые возможности, чуть более управляемо, и так далее — эффект сложного процента.
А еще у некоторых людей спектр возможностей изначально больше, чем у остальных — про это рассказывает Алексей Марков в видео «Почему “Я добился всего сам” — это миф?». Отличная цитата оттуда: «Удача — это когда возможность натыкается на подготовку».

Выводы

Общий вывод такой: для успеха в деле имеющиеся возможности значат гораздо больше, чем личное мастерство конкретного человека. Моя картина мира из начала поста была неверна. Во многих ситуациях — достаточно просто не продолбать.

Ну а чтобы не просто «не продолбать», а максимизировать пользу, к навыкам поиска и распознавания возможностей надо прибавить мастерство в каких-то областях. И сами возможности тоже искать такие, к которым ты потенциально готов (= браться за проекты, которые не слишком сложные и не слишком простые), а не любые с потенциально неограниченным выигрышем.

Едем дальше, очень интересно.

P.S. Недавно прочитал интереснейший пост Сергея Карелова «Аффорданс — ключевое свойство интеллектуального агента» и там есть такая цитата:

«Уровень таких способностей (аффордансов — прим. Артема) определяет фазовое пространство возможностей, доступных интеллектуальному агенту для решения оптимизационных задач. У шимпанзе — в этом фазовом пространстве есть всего 40 вариантов. У человека же таких вариантов бесконечное множество. Ну а машина, сколь бы интеллектуальна она ни была, не имеет способностей аффорданса вообще.»

AI-холивар, энибади?
P.P.S В этот пост могли попасть, но не попали сравнения stepping stones с разведкой планет в игре Slipways.

Второй пост

Отправить
Поделиться
1 комментарий
Роман Левентов 2021

для успеха в деле имеющиеся возможности значат гораздо больше, чем личное мастерство конкретного человека

Возможности зависят в том числе от личного мастерства (и других «личных» факторов). Благодаря репутации (track record), мастерству, капиталу Илон Маск имеет больше возможностей, чем я. Поэтому фраза выше не имеет большого смысла для меня.

Артем Ушанов 2021

От личного мастерства зависит способность видеть возможности, а никак не они сами.