Что я узнал в августе-2023

Это ежемесячный пост формата «Today I Learned» — в нем я перечисляю интересные новости, цитаты или факты, попавшиеся мне за месяц. Темы произвольные.

Музыка месяца, на рипите:

Фото месяца — скевенджер в Белграде:

На таких пепелацах местные цыгане объезжают мусорки в поисках лута

Фильм «Под Сильвер Лейк»  #

Сэм встречает красивую девушку с собачкой, а назавтра девушка исчезает где-то в мареве кинематографичного Лос-Анджелеса. Дальше Сэма обоссыт скунс, бросит любовница, попытается застрелить композитор, попытается зарезать женщина-сова, попытаются убить киллеры — и все ради того, чтобы в финале зритель вместе с Сэмом пришел к пониманию, что знаки и символы в очередной раз оказались апофенией.

Получилась талантливо сделанная смесь «Врожденного порока» (хаотичность и ебанутый сюжет), «Кирпича» (молодежь и мистика в обыденном) и «Малхолланд Драйва» (ужасы Голливуда и Патрик Фишлер). Затянутая, как и полагается по жанру, но очень клевая и самобытная.

Видео «Никто не учил нас решать! Как быть?»  #

https://youtu.be/g7NAwoDRH1k

Видео Алексея Маркова про умение правильно принимать решения.

Хайлайты:

  • Интеллект важен, но недостаточен для умения принимать правильные решения; более того — чем выше интеллект, тем лучше человек обосновывает полнейшую херню; обычно это называют «рационализацией», она применяется, чтобы найти рациональные аргументы в пользу уже выбранной стороны; настоящая же рациональность — это применение рационального подхода для того, чтобы определить, какую сторону выбрать; почувствуйте разницу!
  • «Били-били — не разбили, как разбили — так заплакали» — Алексей приводит в пример сказку про курочку Рябу как пример нерационального в фольклоре; на самом деле там с рациональностью все ок: яйцо били, чтобы приготовить из него еду, а мышка смахнула его на пол, где оно разбилось и для еды стало непригодно
  • Умные люди могут исходить из неправильных предпосылок и создавать на их основе целые системы (технические и социальные), что может привести к страшным последствиям
  • Главный тезис: нас никто и никогда не учил принимать решения; это важнейшая практика, но ее не преподают ни в школе, ни в институте
  • Инструменты принятия решений — набор фреймворков и чеклистов, пригодных в разных ситуациях; для избежания проблемы молотка нужно иметь в распоряжении большое количество таких инструментов
  • Разум — машинка для поиска закономерностей; закономерности вокруг какого-то домена/субдомена собираются в парадигмы и ментальные модели
  • Дневник решений: когда предстоит принять важное решение (покупка квартиры, переезд в другой город и т. п.), нужно записать основные этапы принятия решения, аргументы за/против, и итоговое решение; в дальнейшем это поможет ретроспективно понять, что было сделано правильно или неправильно, и сделать Важные Выводы
  • Источники тупости: неверная информация на входе; инфа нормальная, но выбрана неверная модель; мы не учимся, т. е. не совершенствуем свои модели; мы «просто тупим», т. е. подверженны когнитивным искажениям, эмоциям и усталости; мы хотим не делать правильно, а выглядеть как человек, который делает правильно — т. е. казаться, а не быть
  • Как нормально принимать решения — три основных ментальных модели: инверсия, мышление второго порядка, карта ≠ местность (см. байку про Паттона)

Умение принимать решения — важная практика; я уже писал про видео о ментальных моделях и метод анализа иерархий, которые по сути и есть фреймворки для принятия решений. Еще есть, например, байесовский вывод (см. отличный пост Е. Казначеева), есть методика проведения ревью когнитивных стратегий (пост Пион), есть план усиления интеллекта на основе ABC Энгельбарта (тоже Пион).
Еще важно принимать выбранные фреймворки всерьез и использовать правильно, а не наполовину, потому что так удобнее. У самого такая проблема, борюсь по мере сил.

Игры  #

Поменял Xbox One на Series S + геймпад Elite Controller Series 2. У геймпада есть сменные стики, можно поставить удлиненный вместо правого — тогда целиться в шутерах становится легче. А я люблю шутеры.

Sniper Elite 5 — хорошо; уже в четвертой части это был крепкий стелс-экшен, можно было пройти бОльшую часть миссий без использования винтовки, в пятой и подавно — хоть и не так интересно; карты большие, противники умные, но на каждого у нас найдется пуля — и мы с садистским удовлетворением посмотрим, как его мозги разрывает от меткого попадания.

Warhammer 40,000: Boltgun — средне; бумер-шутер в сеттинге вахи, временами разухабистый и веселый, но с плохим дизайном уровней; оружие радует: болтган говорит «бах» — культиста разрывает на куски.

Diablo IV — я фанат, поэтому игра мне нравится; есть НОВОВВЕДЕНИЯ — во-первых, относительно открытый мир, во-вторых лошадки, в-третьих без нормального билда героем будут подметать пол любые фоллены — придется разбираться и «собирать» персонажа под свой стиль; играю соркой, скоро левел кап — займусь некромантом;

Quake 2 (вышел недавно в геймпасс) — по-прежнему хорош на двести процентов, пробежал на одном дыхании.

Deathloop — пока не пойму; вроде как примитивнее, чем Dishonored, но с интересным концептом временной петли. Как шутер — ну такое.

Прочие игровые новости: Кодзима чуть ли не два месяца тусил в Нови-Саде (час на электричке от Белграда):

Лена Кука у Мезенцева, Мезенцев у Лены Куки  #

ЛК сделали новое шоу — «Отзывы», позвали Мезенцева:

Мезенцев позвал ЛК к себе — отлично поболтали:

Каптерев про Милгрема и Зимбардо  #

Каптерев пишет в фейсбуке:

Пожалуйста помните, что ни эксперименты Милграма, ни эксперименты Зимбардо не являлись экспериментами в современном понимании этого слова. «Эксперимент» Зимбардо был скорее театральным представлением, в эксперименте Милграма все (и особенно те, кто «дергал током» сильнее всего) знали, что это все постановка.
В психологии есть простая эвристика: чем старше эксперимент, тем хуже он сделан. Если вы называете какой-то эксперимент «классическим» скорее всего это означает, что его результатам не очень стоит доверять, если только он не был воспроизведен многократно — как, например, эксперименты теории перспектив Канемана. Разумеется, ни Милграма, ни Зимбардо воспроизвести сейчас невозможно по целому ряду причин.

Недавно я слушал лекцию про микросоциологию, и там на секции про концепцию ролей Соколов как раз называл эти два эксперимента в качестве иллюстрации практики вживания в роль. Я еще удивился — Соколов вроде грамотный специалист, а вот поди ж ты.

Некоторые канемановские эксперименты, которые он проводил вместе с Тверски аж с 1970х, и описанные в «Думай медленно, решай быстро», тоже плохо состарились и не реплицируются.

Купил Gshock GBD-200  #

Клевые: отличный экран, недорогие, с блютусом. Сценарии использования со смартфоном очень базовые — простенькие уведомления и возможность настроить часы с помощью фирменного аппа на телефоне (которого почему-то нет в российском аппсторе); зато они проработают от батарейки год, а не сутки, как эпл вотч.

Умеют считать шаги и фиксировать бег/ходьбу (нужно включить режим тренировки). Пульс не измеряют, но мне и не надо.

Короче  #

  • Белградская пиццерия «Мастер и Маргарита» — отличная; во-первых, не думал, что пиццерия способна удивить, во-вторых — наконец попробовал пиццу с анчоусами
  • Стабилизированные бильярдные столы на круизных лайнерах — ютуб
  • Теннис и пинг-понг — разные игры
  • Женские карманы меньше мужских: старое, но хорошее эссe The Pudding
Отправить
Поделиться
Запинить