Что я узнал в декабре-2023

Это ежемесячный пост формата «Today I Learned» — в нем я перечисляю интересные новости, цитаты или факты, попавшиеся мне за месяц. Темы произвольные.

Фото месяца — Ресавская пещера

Музыка

Muslimgauze vs Species of fishes — an essential extraction

Нежданно-негаданно (потому что я ни на что музыкальное не подписан, кроме Порнорепа) вышел ремастер старого альбома ремиксов Брина Джонса на треки с двух альбомов Species of Fishes. Нежданно, потому что Брин давно помер, а «Виды рыб» из моего поля зрения пропали еще раньше.
Шесть треков прекраснейшего экспериментального нойза, отлично прочищает дыхательные пути.

Джонс был известен, во-первых, своими электронными проектами с сильным влиянием Востока, во-вторых — анти-израильскими и про-палестинскими взглядами, в-третьих — невероятной продуктивностью: после его смерти вышло больше альбомов, чем при жизни.

Слушать на я.музыке: https://music.yandex.ru/album/28037140

Бонус-трек — выпуск передачи Андрея Горохова про фигуранта:

Моя симпатия к электронной музыке — в немалой степени заслуга Горохова и его «Музпросвета».

DJ Shadow — Action Adventure

Инструментальный хип-хопчик от мастера жанра. DJ Shadow купил себе пластинок на ибее и сделал альбом — питчфорк оценил на 6,9, а мне понравилось.

Aesop Rock — Integrated Tech Solutions

Самый эрудированный рэпер в мире в сентябре выпустил новый альбом. Меньше словесной дрочки, больше смысла — Оксимирону на заметку.

Игры

Jagged Alliance 3 — стим
Наконец-то достойный преемник. Игре далеко до хардкорности второй части, но та и вышла в 1999-м, когда саму хардкорность понимали иначе. Нормальная честная походовая тактика без упрощений вроде «пук-среньк, у вас одно очко на побегать и одно на выстрел 🥴». Бродим по острову, захватываем шахты и города, пытаемся свести концы с концами. AIM и Бобби Рей на месте. Вопросы для создания своего альтер-эго те же — я привычно слепил себе чувака для ночных миссий.
JA3 вполне сносно играется на искбоксе, что отдельно прекрасно. Единственная серьезная претензия: оружейный обвес крафтится из говна и веток. Берем трубку от лыжной палки, найденную в помойке линзу, выковырянный из телефона чип, пригорошню «оружейных деталей», стучим молотком — и получаем прицел ночного видения. Снимать обвес с одной пушки и перевешивать на другую нельзя, для каждой единицы оружия все крафтится отдельно. Гейм-дизайнеру очень хотелось крафта и он вот такой вот херовый придумал — ну Аллах ему судья, чего же. Приходится гриндить «оружейные детали», что периодически сбивает настрой.

upd. Прошел, хорошая, контента хватит на пару-тройку прохождений точно — я пару второстепенных сюжетов (зомби и уберзольдаты) просто пропустил.

Baldur’s Gate 3 — стим
Ничего нового не скажу: отличная партийная РПГ старой школы, но с кучей современных возможностей. Физика и использование окружения, возможность скинуть противника со стены пинком, секс с медведем — все, что нужно современному человеку, тут есть. Хорошо играется на иксбоксе. Станет (стала?) культом. Поиграл пару часов и в предвкушении отложил на будущее — сначала JA3.

Микки-Маус вышел из-под копирайта

Статья на сайте Duke University

Мультфильм Steambot Whillie перешел в public domain спустя 95 лет после релиза, теперь всех его персонажей — включая Микки-Мауса — можно использовать как угодно. Нужно соблюдать два ограничения: нельзя создавать видимость, что ваш контент сделан Диснеем, и нельзя использовать те версии Микки и тех персонажей, на которых не истек копирайт.

Статья «A guide for finding product-market fit in B2B»

https://www.lennysnewsletter.com/p/finding-product-market-fit

Статья из рассылки Lenny’s Newsletter, увидел в канале Татьяны Гороховской.

«Продукт-маркет фит» — это процесс настройки продукта и бизнес-модели под соответствие бОльшему количеству сегментов рынка.

На бизнес-модели это изображается как соответствие ценностного предложения потребностям какого-то сегмента

Ключевые хайлайты:

  • Среднее время от идеи до ощущения соответствия продукта рынку составило около 2 лет
  • От первой версии продукта до ощущения пм-фита обычно проходило 9-18 месяцев
  • Нескольким компаниям — Figma, Airtable, Slack — потребовалось более 4 лет, чтобы найти фит
  • Большинство компаний выпустили альфа-версию продукта за 1-3 месяцев

Как искать ПМ-фит:

  1. Одна компания должна вот прям полюбить ваш продукт;
  2. Эта компания должна поставить шкуру на кон, т. е. заплатить вам денег — много, хотя бы шестизначную сумму;
  3. Найти еще 3-10 компаний, которые полюбят и заплатят так же;
  4. Потом пойдет органический рост;
  5. Профит.

Мои выводы:

  1. Многие из приведенных на графике компаний шли от идеи или от технологии, а не от «рынка»;
  2. Между шагами «Как искать ПМ-фит», очевидно, сидит допилка продукта и проверка разных гипотез привлечения;
  3. Быстрый выпуск продукта точно помогает;
  4. Но и долго сидеть тоже можно, вон на Фигму посмотрите.

Гаджет — список покупок

До сих пор можно купить на амазоне. Дизайн не лучший в мире: состояния «надо купить» и «куплено» различаются не кардинально, возможна путаница.
Хот тейк: девайс для мужиков, женщины и так все помнили.

Диана Анкудинова

Открыл для себя потрясающую певицу:

И еще музыка

Reusability Paradox

Пост Юрия Куприянова в fb

Юрий написал про применение парадокса, который в программировании называют use/reuse paradox, к образованию.
Парадокс в оригинале:

What is easy to reuse, is hard to use. (отсюда)

Тезис Юрия: использовать один и тот же образовательный материал для разных аудиторий или контекстов — плохая идея.

В разработке образовательных систем часто напирают на удобство повторного использования контента: засунул статью про гравитацию в свою LMS — и используй ее везде, где гравитация упоминается.

Довольно быстро выяснится, что для школьников-старшеклассников она сложновата и ее нужно упростить и разжевать, а для инженеров, занимающихся проектированием летательных машин — простовата и нужно бы добавить деталей и формул. Получается, что концепт «гравитация» вроде бы один, а способ описания все равно придется подбирать под каждый конкретный случай.

Возможно, под такую кастомизацию можно заточить LLM.

Подкаст Podlodka №337 — Поиск целевой аудитории (Замесин)

https://podlodka.io/337

Иван Замесин рассказывает про свое понимание JTBD и ее связь с транзакционными издержками. Заявленная тема — поиск целевой аудитории — рассматривается через такую цепочку:
Нужно понять, какие у потенциальных представителей ЦА есть «работы» → составить карту «работ» в иерархическом виде (работы на уровне системы, надсистемы и подсистем), дорисовать смежные работы, получить граф → медитировать над графом, искать связанные пучки «работ», которые можно закрыть одним продуктом → придумать продукт под эти «работы».

Работы ищутся по признакам того, что люди уже тратят время и деньги на их реализацию — так утверждает и Морейнис.

Разгадка одна — безблагодатность: «работы» обусловлены существованием некоторых целей в головах у людей. Эти цели возникают неосознанно как ответ на неудовлетворенность какой-то из базовых потребностей.
Пример: Вася записался на курсы по финансовой грамотности, потому что СМИ рассказывают о назревающем финансовом кризисе. Васина базовая потребность в безопасности оказалась неудовлетворенной — «на что я жить-то буду?». Мозг стал искать решение и надумал «надо бы начать экономить и деньжат подкопить».
Мысль трансформировалась в действие, и на «работу» был нанят курс по финансовой грамотности.

Укороченная цепочка: потребности → цели → граф работ.

Главный тезис: клиент «нанимает» новый продукт на работу в том случае, если транзакционные издержки его применения ниже, чем у конкурентов и аналогов. Пример — Zoom, который во время пандемии стал конкурентом физических офисов и переговорок. Издержки здесь не обязательно выражены в деньгах, это могут быть любые другие измеримые или осязаемые ресурсы — время, мыслетопливо, эмоции.

Air Serbia, свяжитесь со мной! Помогу починить ваше говно.

Про последнее — не шутка: каждый раз, когда мне нужно купить билет через сайт или приложение Air Serbia, меня (максимально сдержанного человека!) начинает потряхивать, как перед дракой.

Второй тезис: важное свойство успешных продуктов — они «убивают» некоторые старые «работы». Зум убил работы «ехать в офис», «одеваться для офиса», «прибираться на рабочем столе» и много других, связанных с пребыванием в офисе и комьютом.

В работе над продуктом всегда есть набор гипотез или предположений, и лучше бы над ним работать осознанно — т. е. выписать их и формализовать. Фреймворк RAT — Riskiest Assumptions Test — как раз об этом, он предлагает оценить каждую гипотезу и первыми проверять самые рискованные.
Тут кстати придется ментальная модель Monkeys & Pedestals: если вам нужно научить обезьяну жонглировать, стоя на постаменте, то начать нужно с анализа сложнейшего элемента — обучения обезьяны жонглированию. Не нужно тратить время на проектирование и возведение постамента, пока вы не будете уверены, что сможете обучить обезьяну жонглированию.

Переложим на гипотезы. Нам в наследство достались три обезьяны, мы придумали такой продукт — представление в местном клубе, обезьяны жонглируют мячиками, стоя на подиуме. Для этого нужны: мячики, обученные жонглировать обезьяны, подиум, зрители с деньгами.
Наши гипотезы:

  1. Зрители готовы заплатить за такое представление
  2. Найдутся клубы, готовые нас принять с таким номером
  3. Обезьян можно обучить жонглированию
  4. Подиум можно сконструировать.

Каждая из этих гипотез имеет ту или иную степень вероятности успешного разрешения. Каждую из них можно проверить каким-то образом. В нашем случае гипотеза номер три — самая рискованная. Ее и нужно проверять первой.

Есть одна важная универсальная гипотеза почти для любого продукта, звучит так: крупный отраслевой игрок не сможет легко заместить мой продукт для выполнения этой работы. Пример: бот для комментариев в телеграме, которого «убили» введенные позже оригинальные комментарии в телеграме. Гипотеза не подтвердилась.

Прочие хайлайты:

  • Сочетания «продукт — работа — аудитория» иногда оказываются очень неожиданными; платформа для быстрого производства коротких образовательных роликов оказалась востребована в США не учителями и не тренерами личностного роста, а дальнобойщиками и владельцами небольших ресторанных франшиз
  • Пример применения графа работ: Aviasales не стали замещать продукты, выполняющие работы «удобно купить выбранный билет», а прошли по графу на более раннюю работу «найти наилучший рейс для моего путешествия» и смогли выйти на большую аудиторию
  • Важнейшая метрика — активация в ценность; если мы делаем видеоредактор для инстаграма, то нашей активацией будет выгрузка сделанного видео в инсту; надо работать над максимизацией этой метрики.

Видео «Теория и практика Jobs to be Done»

Ютуб

Видео-практикум про то, как проводить JTBD-исследования.

Зачем нужно: персоны и сегменты плохо помогают понять мотив покупки или потребления; JTBD с этим справляется лучше.

Работа — то, что человек хочет достичь и для чего «нанимает» продукт. Чтобы понять, как он это делает, нужно или понаблюдать, или задать вопросы о прошлом опыте. Принято разделять таймлайн возникновения работы на фазы — от возникновения первых мыслей до регулярного использования.

Таймлайн:

Работа должна приводить к прогрессу от текущей ситуации к новой, лучшей жизни. На этот прогресс действуют 4 силы: две — усиливают прогресс к лучшей жизни, это подталкивающие (push) ситуации неустроенности или неудовлетворенности и «тянущие» (pull) вперед представления — фантазии, мотивирующие подпитки; две — тормозят прогресс к лучшей жизни, это тревоги вокруг возможных решений и сложившиеся привычки/паттерны.

Пятая сила — катализаторы, они усиливают любые силы.

Формула успеха продукта: пуши + пуллы > тревоги + привычки

«Работы» выясняются путем проведения интервью. Интервью должно быть глубинное, обязательно с открытыми вопросами. По каждому сегменту имеет смысл опрашивать 4-6 человек.
Респонденты — пользователи нашего продукта или продуктов-конкурентов. Нужно обсудить опыт — то, что уже произошло, а не произойдет или может произойти гипотетически.
Базовые блоки вопросов: точка «найма» продукта; поиск первой мысли; реконструкция пути размышлений; 4 силы прогресса. Слушаем полные истории — открытые вопросы. Формулируем работы через предикатив «Я хочу...» — например, «я хочу накопить денег, чтобы к старости не жить на одну пенсию».

Короче

  • В шестидесятых годах югославские группы играли традиционную мексиканскую музыку «марьячи» и «ранчеро», это явление называлось Yu-Mex
  • Самый упоротый девайс для геймбоя — швейная машинка: https://www.youtube.com/watch?v=yiU5AG34Y_o
  • Левенчук про роль топ-менеджеров, хороший длиннопост: https://ailev.livejournal.com/1708306.html
  • Тот же Ленни, что и в этом посте выше, про то, каким должен быть хороший ретеншн — в юзерах и в деньгах
  • Мелочь, а приятно: я наконец прочитал книгу «Кровавая купель», про которую впервые узнал лет двадцать пять назад; книга оказалась так себе.
Отправить
Поделиться
Запинить