Две стратегии решения задач

По мотивам поста Пион Медведевой — я писал про него в октябрьском til.

Можно выделить две стратегии решения некоторых классов задач: метод сложных алгоритмов и метод перебора, условный брутфорс.

Алгоритмическая стратегия вычисляет решение согласно определенному алгоритму, в идеале — единственно верное, полностью соответствующее заявленным критериям. Обратная сторона этой стратегии — сложность, ведь алгоритм нужно освоить и уметь применять. Многие задачи для решения через алгоритм требуют оперировать абстрактными объектами, что тоже довольно сложно. Если по-простому: нужно проделать цепочку рассуждений по определенным правилам, вывод из одного рассуждения создает предпосылки для следующего, и так далее; в итоге получаем решение — или чаще некоторое пространство решений. Пример — применение ТРИЗа.

Брутфорс — перебор вариантов на основе определенного алгоритма, т. е. строго говоря тоже алгоритмическая стратегия. Основная разница: алгоритм мы используем довольно простой, но в его рамках проводим много проверок в поисках максимально близкого к оптимальному решения.

Разница между стратегиями:

  1. Алгоритмическая стратегия позволяет сильно сократить пространство поиска, исключая из рассмотрения крупные подмножества решений, и найти подходящее решение среди оставшихся, но она дорогая в освоении и требует сложных практик.
  2. Брутфорс позволяет быстро перебирать разные решения в поиске лучшего возможного, при наличии алгоритма — прост в реализации, но если пространство поиска очень большое, то поиск оптимального решения может оказаться неприемлемо дорогим.

Попробуем рассмотреть простую ситуацию: я хочу продать подержанный ноутбук. Оптимальное решение — продать его за неделю. Ноутбук заточен под редактирование видео, а на крышке — наклейки с персонажами из «Смешариков». Отдирать я их не хочу.

Алгоритмическая стратегия в утрированном виде: нужно найти человека, который (а) занимается редактированием видео и будет способен оценить полезные свойства ноутбука, и (б) любит Смешариков, потому что я не хочу отдирать наклейки. Чтобы найти такого человека, нужно найти онлайн-площадки, где тусуются видеоредакторы, и среди них найти такие, где есть темы с обсуждениями Смешариков.

Дальше нужно:

  • найти таких юзеров, которые пишут одновременно и в теме про Смешариков, и в темах про видеоредактирование
  • составить короткий психологический портрет каждого
  • найти пересекающиеся общие черты в портретах
  • таргетировать — составить несколько объявлений (чтобы таргетировать разные наборы черт в портретах) о продаже для барахолок подходящих ресурсов
  • разместить и ждать покупателей.

Перебор все равно остается — из всех желающих купить ноутбук мне нужно выбрать лучшего покупателя, т. е. того, кто предлагает самую высокую цену при подходящих прочих параметрах (доставка, когда готов купить, нал/перевод и т. п.).

Брутфорс: закинуть одно и то же объявление на десяток сайтов с объявлениями и на барахолки форумов, бампать, выбрать оптимального покупателя из всех обратившихся, заключить сделку.

В первом подходе нам нужно знать и уметь довольно много: уметь собирать информацию, составлять психологические портреты и таргетированные объявления.
Во втором подходе мы забиваем на таргетирование и просто добиваемся огромного охвата, среди которого где-то и наш будущий покупатель. Но становится важным количество энергии — потому что обрабатывать придется очень много обращений.

Резюме:

  1. Стратегия умных чуваков с большой «сырой мощностью»: освоить много сложных алгоритмов и максимально сократить пространство поиска, там уже действовать перебором. Можно прикладывать почти к любой ситуации любой сложности.
  2. Стратегия последователей бизнес-тренеров: взять на вооружение готовую модель отсечения лишнего, придуманную авторами методики, в оставшемся пространстве вариантов действовать перебором. Можно прикладывать только к тем ситуациям и задачам, которые считаются целевыми с точки зрения авторов методик.
Отправить
Поделиться
Запинить